- Молочный коктейль и немного ненависти, пожалуйста.
- Вам ненависть здесь или с собой?
- С собой, будьте добры.
- Ваш молочный коктейль и переживания по поводу того, что страну разворовывают, стипендии урезают, ваша мама опять переставила ваши книги и на сообщение никто не ответил. Можете не благодарить, тварь!
- Я и не собиралась благодарить такого подонка, как вы! Вы не умеете комбинировать зеленый и коричневый, слепой урод!
- На себя посмотрите, тупая стерва! В Фуко и Эко разницы не видите!Кто-то из нас пытается найти скрытый смысл в фильмах Мартина Скорсезе и выложить из анисовых звездочек Сикстинскую капеллу, в то время как на другом краю Земли лучшие умы занимаются не менее странным делом и пытаются понять, почему мы так часто испытываем потребность злиться, ругаться и конфликтовать друг с другом. Согласитесь, одно дело, когда вы кидаете человеку, которого недолюбливаете, новые хиты Скриллекса и говорите, что преподаватель задал написать семантический разбор этих шедевров к утру, и совсем другое дело, когда вы приходите в дом к этому человеку и взрываете себя (взорвать себя – это не одно из дел, которые можно придумать за ритуальным воскресными просмотром «Спящей красавицы»).
Эмоции – это прелестная шарада для ума, едущего пятнадцать остановок от конечной к центру. Почему парень напротив хмурится и не уступает место беременному пивом и несбывшимися мечтами на седан класса люкс мужчине в кепке? Почему старушка обсуждает длину вашей юбки или ваших волос, вместо того, чтобы поразмыслить над своей скорой кончиной?
Есть мнение, которого придерживаются не только такие знатные острословы, как я, но и ряд авторитетных исследователей эмоций (например, Пол Экман или Дилан Эванс, или Джордж Мэндлер, или – я мог бы продолжать и дальше, но буду надеяться, что уже выгляжу достаточно убедительным), что существует два вида эмоций: эмоции основного порядка и эмоции высшего порядка. Забегу вперед и скажу, что эмоции высшего порядка – это любовь, вина, стыд, смущение, гордость, зависть и ревность – и на их счет существует слишком много как физиологических, так и психических трактовок и обоснований, чтобы я смог написать об этом маленький пост (читай мою монографию «Психология высших эмоций: раскраски для социально неадаптированных»).
Эмоции основного порядка – это эмоции Шредингера
nuff said: они вроде бы очень просты, а вроде бы и нет. Их совсем немного (вообще, насчитывают от 5 до 10, но не множь сущности без надобности и не пей виски без необходимости) и ученый свет почти согласился с тем, что их перманентный состав представлен следующими супер-героями: капитан Удовольствие, супер-Страдание, человек-Отвращение, мисс Удивление и Халк (на самом деле, Гнев). Вся прелесть эмоций основного порядка: они возникают у нас быстро и нам не нужно затрачивать дополнительные усилия, чтобы испытать, например, физическое страдание. Эксперимент для пытливых умов: если вы положите руку на горячую сковородку, вы испытаете страдание от боли, удивление от своей тупости и гнев ко мне, посоветовавшему сей эксперимент. Просто, не так ли?
Да, получается, что мы, прекрасные творения ratio и moralis, управляем своей жизнью при помощи скудного спектра убогих эмоций, которые в 90% случаев не контролируемы нами. Восхитительный поворот, не так ли? Мы слишком тупы, чтобы контролировать свои основные эмоции, и слишком не приспособлены к жизни с помощью анализа и синтеза, чтобы обходиться без них.
Основные эмоции – это вложение наших предков, которые на протяжении всей истории существования человеческого рода, совали руки в пасть к гиенам, дергали львов за хвост, ели гнилое мясо и волчьи ягоды и были вынуждены жить рядом друг с другом, в такое божественно провальное мероприятие, как мы с вами. Скажем прямо, не самое лучшее наследие; лично я бы не отказался от трехкомнатной квартиры где-нибудь в центре Лондона, но цивилизация не предоставила нам выбора и наградила сомнительным даром реагировать на происходящее с помощью эмоционального отклика. OH GOD, WHY?!
Представим, что вы, выпивая обычную чашечку мятного латте за ланчем, случайно натыкаетесь на сложное дифференциальное уравнение, нарисованное на салфетке под вашим брауни. Вы можете присмотреться к нему поближе, осознать, что вас с математикой роднит только страсть к корням (поэтому вы и не закрашиваете свои отросшие волосы), и принять волевое решение потратить следующие десять лет на факультете прикладной математике, чтобы понять и решить это уравнение. Или же вы можете пренебречь и в легком вальсе по направлению к выходу выбросить не только салфетку, но и черствый брауни. Если в вас нет скрытой мазохистской тяги к неизведанным удовольствиям в алгебраических задачниках, вы выберете второй вариант, потому что он требует меньших усилий и минимального продумывания плана действий. Наш мозг так же ленив, как и вы, и тоже печет кексы в чашке в микроволновке вместе духовки.
Наши предки провели века в холодных пещерах, где единственной забавой была смерть сородичей, так что, не стоит жаловаться на то, что они провели прорву времени, вырабатывая у себя основные механизмы взаимодействия с миром. Их жизнь, полная тьмы, ужаса, холода, голода, незнакомых вещей и пугающих событий (ничем, кстати, не отличающаяся от нашей с вами жизни), алкала какого-то способа управлять хаосом ощущений. Посредством многократкого ролевого повторения одних и тех же ситуаций начали вырабатываться бессознательные реакции на раздражители определенного рода. Например, после непрерывного потребления дурно пахнущих продуктов, люди начали испытывать Отвращение от неприятных запахов, потому что, как показала практика, потом приходится изучать звезды, сидя в кустах.
Когда мы попадаем в незнакомые ситуации или ситуации, требующие очень большой включенности как актора (а значит, не дающих возможность отстраненно анализировать информацию), мы склонны пользоваться уже наработанными схемами действий (стереотипами или моделями поведения), а лучше всего – врожденными схемами. Поэтому, когда перед нами с высоты тринадцатого этажа падает рояль и дискография Баскова, мы не предаемся майевтике Сократа и не строим силлогизмов о том, стоит нам пугаться или нет – мы пугаемся. Было бы замечательно, если бы наши врожденные схемы всегда действовали во благо, однако в них присутствует мефистофелевская тяга к злу, поэтому получается, что иногда мы воротим нос от еды матушки – и она оскорбляется, или же мы оказываемся участниками конфликтных ситуаций, когда кто-то выплескивает на нас гнев.
Наши предки существовали в мире с очень ограниченным запасом ресурсов: еды было мало, тепла было мало, удовольствий было мало, территории, пригодной для жизни, было мало – и в процессе перераспределения этих вещей люди были вынуждены бороться за них. Гнев – это троянский конь нашего мозга в стан врага, который не хочет делиться с нами вкусной едой и теплым одеялом. Гнев – это не только умение краснеть и громко кричать; гнев как эмоция сопровождается выбросом адреналина: у нас учащается сердцебиение и дыхание, наши мышцы напрягаются и мы чувствуем колоссальный прилив сил. Гнев – это способ получить то, чего у тебя нет.Мы злимся, испытываем гнев или ярость потому, что наш мозг старается выгодно вложить свои капиталы в наше прогорающее суденышко эмоционального накала. Рассмотрим несколько ситуаций гнева, понимание которых в свое время помогло мне перестать постоянно чувствовать себя виноватым за вещи, которых я не совершал.
1. Гнев как способ добиться желаемого (Актор 0 Актор +1; Пол Экман)
дальшеУ нас есть Ивлинг; Ивлинг очень спокойный мальчик, регулярно посещающий ИЗО и класс сольфеджио. В классе с Ивлингом учится Пауль, у которого есть прелюбопытный красный молексин, в который Пауль что-то зарисовывает. Ивлинг тоже очень хочет иметь такой молескин, и, возможно, чтение Маккиавели дало бы ему подсказку, что заверения в крепкой дружбе Паулю могли бы обеспечить не только этот блокнот, но еще и справочник по работам Дюрера, но ему всего лишь тринадцать и он еще не знает хитрых ходов человеческих взаимоотношений. Поэтому он просто подходит к Паулю и говорит: «Дай». На что Пауль отвечает: «Нет». Это его вещь, и он не хочет ей делиться – разумно. То, что Ивлинг вспыхивает и, сжимая кулаки, повторяет настойчивее: «Дай» - разумно в меньшей степени. Потому что Пауль снова отвечает: «Нет» - и Ивлинг, приподняв верхнюю губу, начинает шумно дышать и тянется к воротнику одноклассника, чтобы хорошенько его встряхнуть.
Никто не знает, чем впоследствии обернется эта драка: возможно, через пять лет Ивлинг будет лежать, уткнувшись носом в подушку, и раз за разом вспоминать сладковатый запах Пауля, или же у Пауля останется безотчетный страх перед красными вещами – но очевидно, что в этой ситуации Ивлинг воспользовался древним механизмом взаимодействия и реакции на происходящее.
Он находился в состоянии «Актор 0», когда вещи у него не было, но ее отсутствие не было критическим для его подростковой жизни. Его желание перейти в состояние «Актор +1», то есть, в обладание вещью, вызвало гнев как способ справиться с возникшим перед ним препятствием в лице Пауля.
Если вы замечаете за собой, что люди, которые отказывают вам в чем-то или чинят препоны в ваших наполеоновских планах, вызывают у вас желание втоптать их лица в грязь, постарайтесь глубоко подышать и вспомнить, что эта реакция была рождена в те времена, когда люди не умели толком говорить. Снимите шкуру с плеч и попытайтесь вербально выразить вашу просьбу. Люди склонны сотрудничать, а не выполнять ультиматумы в духе: «Твое лицо или твое достоинство – выбирай, чего ты лишишься первым».
Если вы понимаете, что человек перед вами начнет орать через пару минут после того, как вы отказались выполнить что-то, помните: перед опасными животными лучше не двигаться. Вы не виноваты в ситуации гнева, но, чтобы минимизировать ее ущерб, переждите, пока нейронные связи вашего собеседника обработают информацию об отказе и найдите способ кооперировать: так вы оба сможете достичь какой-то выгоды для себя.2. Гнев как способ компенсации (Актор -1 Актор 0; Эрик Берн)
дальшеМама Ивлинга целый день работала на швейной фабрике, и вот она, уставшая, не получившая ни одной похвалы за день от начальства, без прибавки и премии, возвращается домой, где ее встречает не вымытая посуда и гора не глаженого белья. Она даже не задумывается: кричать или не кричать – она поступает так, как подсказывает ей ее усталая и раздраженная нервная система. «Если ты чего-то хочешь – злись».
Мама Ивлинга находится в процессе переживания негативных эмоций: отсутствия поощрений, похвалы, оцененности и реализованности себя – и, чтобы заполнить эту лакуну и перейти в нейтральное состояние, она использует гнев. Гнев помогает, во-первых, выразить ее претензии, во-вторых, почувствовать себя лучше за счет дополнительного физико-химического подкрепления в нервной системе, а в-третьих (самое важное), гнев переносит ее негативные эмоции в другого человека. Очень часто, после таких эпизодов, актор чувствует себя «опустошенным»/ «вымотанным», потому что его персональные переживания были делегированы в другого человека, а новых эмоций не нашлось.
Мама кричит на Ивлинга, и, по мере того, как он пугается и подчиняется ее желаниям, она восстанавливает свое эмоциональное состояние. Однако Ивлинг чувствует, словно он виноват в происходящем и гнев мамы обращен персонально на него.
Если вы чувствуете нечто подобное, помните: вы – это средство для трансфера личных переживаний и чужой боли, которую не стоит воспринимать как обращенную к вам. Вас используют как контейнер для скопившегося негатива и поэтому вы с чистой совестью можете дистанцироваться от этого и не переживать сильно эмоции, которые вам не принадлежат.
Если вы любите склонны переносить на других личные переживания, найдите способ делать это безболезненно. Отрывайтесь на анонимных бордах и троллируйте свою бывшую одноклассницу с помощью картинок с Иисусом, но помните: за каждым вашим минутным улучшением своего самочувствия стоят переживания других людей. Есть всякие курсы управления гневом такого типа и еще можно ходить на групповые обсуждения – есть истории, что это помогает.3. Гнев как способ удовлетворения (Актор +1 Актор +2; Эрик Берн)
дальшеПауль чувствует себя замечательно: на завтрак были потрясающие блинчики с шоколадом, родители оставили карманных денег, по телевизору идет новый выпуск QI – однако, что-то подтачивает душу нашего героя, и он чувствует какое-то внутреннее неудовлетворение.
Пауль целенаправленно заходит в тредик, который является для него триггерным и читает, как какие-то люди обвиняют гомосексуалистов в растлении детей и бомбежках в Сирии. Он целенаправленно переводит себя в состояние Актор -1, потому что буквально через пять минут после этого он строчит пятистраничный ответ с примерами из всевозможных учебников, брызжа слюной на клавиатуру, пытаясь доказать, что кто-то в интернете не прав.
Есть целый ряд ролевых отыгрышей, когда гнев становится не отрицательным элементом ситуации, а ее желаемым эффектом, потому что гнев дает возможность чувствовать себя сильнее, увереннее и более защищенным. Гнев обосновывает испытываемые негативные эмоции и позволяет им выйти наружу. Гнев – это способ перейти из видимой ситуации «все хорошо» в эмоционально окрашенную ситуацию «все хорошо», «я чувствую себя хорошо» в «я победил в споре, и теперь я чувствую себя даже лучше».
Очень часто подобные провокации гнева вообще никак не связаны с реально происходящими событиями. Возможно, Пауль ходит на эти форумы потому, что его родители разводятся, а он не может высказать, им в лицо, что его бесит и их отношение к семье, и они сами, и вообще, он хотел родиться фисташковым деревом. Возможно, Пауля бесит его трудовик, которого он видит в каждом умственно отсталом мужчине, поносящем гомосексуалистов, но в школе Пауль не может проявить свой гнев.
Важно понимать, что такие театрально устроенные провокации – это попытка решить другую проблему, которая скрыта и не может быть сходу распознана как реальная причина такого гнева, и постараться не подыгрывать, потому что получение желаемого подкрепляет эффективность отыгрыша.Одно из самых простых и самых сложных средств – попытаться поговорить и в случае, когда вы гневливо наказываете невиновных, и в случае, когда вас втягивают в ролевые отыгрыши. Гнев – это не единственный способ получать то, что вам нужно; к тому же, именно он становится причиной сердечных приступов и нарушения кровообращения.
Несмотря на то, что нам сложно проконтролировать начало основных эмоций, мы прекрасно осознаем их течение. Если вы не можете точно сказать, в какую секунду вы решили сжечь Рим, - не насилуйте себя, перерывая этот дневник памяти.
Просто прекратите носиться с факелом по городу.
И наденьте на себя что-нибудь, ради бога. Вы ведь не в каменном веке.